Репетитор
по физике

916 478 1032


П
Р
О
Г
Р
А
М
М
И
Р
О
В
А
Н
И
Е
Репетитор
916 478 1032

Понятие двоичной системы счисления



Мы, обычные люди, когда считаем что-либо, считаем следующим образом:

1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

потом начинается новый десяток:

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

и так далее.
Мы видим, что в каждой строке 10 чисел

если первую строку начинать с нуля, то там тоже будет 10 чисел:

0, 1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Кстати в некоторых странах счет начинается именно с нуля, например все мы знаем понятие "Нулевой этаж".

В Европе первый этаж называют нулевым, а не первым.

Репетитор по информатике

+7 916 478 10 32



То есть в каждой строке по 10 чисел, потом начинается новый десяток, но почему чисел именно 10, а не 8 к примеру или не 12 ?
Думаю мы навряд ли задумывались об этом.
Так сложилось от того, что у нас, у землян 10 пальцев на руках.

У электронных устройств нет пальцев, поэтому они не могут считать привычным для нас способом. Если говорить максимально упрощенно, то у них есть очень большое количество очень маленьких переключателей, а у каждого переключателя два положения: "ВКЛ" и "ВЫКЛ"

Рассмотрим понятие байта.

Простыми словами:
Байт это независимая штука в памяти компьютера, состоящая из 8 таких переключателей, каждый из которых имеет положение "ВКЛ"(1) и "ВЫКЛ"(0).


Официальное определение байта:
Байт это единица хранения информации, набор состоящий из 8 бит


Что же такое бит?


Простыми словами:
Бит это как раз и есть такой выключатель. Бит может принимать только два значения: 0 или 1


Для того, чтобы мы реально на 100% поняли все это, нам нужно рассмотреть кое-какие схемы, все, что было до этого это просто слова, которые легко пропустить мимо ушей.

Рссмотрим фотографию горящей лампочки, подключенную к батарейке:

Электрическая схема такого соединения выглядит вот так:

  1 бит в виде схемы



Теперь давайте добавим выключатель в эту схему:


  1 бит в виде схемы



А теперь представим что 8 лампочек можно присоеденить к одной батарейке через 8 переключателей:

  Понятие байта

С помощью такого устройства можно зашифровать любое число от нуля до 255. Сейчас посмотрим как это можно сделать. На этой схеме все выключатели выключены, ни одна лампа не горит.

Это 0 0 0 0 0 0 0 0 это соответствует нулю (0) в привычной нам десятичной системе счета

Давайте замкнем произвольные выключатели, например нулевой и второй:

Загорятся нулевая и вторая лампочки

  Понятие байта

Мы видим восьмизначное число (зеленого цвета), это двоичная запись какого-то числа давайте найдем это число в привычной для нас (простых людей) десятичной системе счисления.

Выпишем наше число в двоичной системе, а над ним пронумеруем справа налево, начиная с нуля наши цифры:

\( \stackrel{\hbox{76543210}}{\hbox{00000101}} = 0 \cdot 2^7 +0 \cdot 2^6 +\)

\(+ 0 \cdot 2^5 +0 \cdot 2^4 +0 \cdot 2^3 + \)

\( +1 \cdot 2^2 +0 \cdot 2^1+ 1 \cdot 2^0= 5 \)



Получается 00000101 в двоичной системе равно 5 в десятичной(привычной для нас)
Часто отбрасывают первые нули (они ни на что не влияют)
101 в двоичной системе равно 5 в десятичной(привычной для нас)

Это записывается вот так:

\(101_2 = 5_{10} \)



Задача 1.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 1.
Горит лампа номер 1.
Какое число зашифровано?
Понятие байта



  

Ответ: 2

Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули,кроме первого, где горит лампочка и замкнут выключатель.

0 0 0 0 0 0 1 0


Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.

1 0 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления


записывается вот так:

\(10_2 \)


Пронумеруем справа налево 10


\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{10}}{\color{Green}\hbox{10}} \color{Green}_2 = {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}1}+ {\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}0} = 2+0\cdot 1 = 2_{10} \)
\(10_2 = 2_{10} \)
Ответ 2

ПОЗЖЕ





Задача 2.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 0 и выключатель номер 1.
Горит лампа номер 0 и лампа номер1.
Какое число зашифровано?
Понятие байта



  

Ответ: зашифровано число 3

Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули, кроме нулевого и первого, где горит лампочка и замкнут выключатель.

0 0 0 0 0 0 1 1


Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.

1 1 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления


записывается вот так:

\(11_2 \)


Пронумеруем справа налево 1 0 (один) (ноль)


\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{10}}{\color{Green}\hbox{11}} \color{Green}_2 = {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}1}+ {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}0} = 2 + 1= 3_{10} \)

Любое число в нулевой степени равно единице.

\(11_2 = 3_{10} \)

То есть зашифровано число 3

Ответ: зашифровано число 3

ПОЗЖЕ





Задача 3.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 2.
Горит лампа номер 2.
Какое число зашифровано?
Понятие байта



  

Ответ: зашифровано число 4

Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули, кроме второго, где горит лампочка и замкнут выключатель.

0 0 0 0 0 1 0 0


Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.

1 0 0 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления


записывается вот так:

\(100_2 \)


Пронумеруем справа налево 210 (два) (один) (ноль)


\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{210}}{\color{Green}\hbox{100}} \color{Green}_2 = {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}2}+ {\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}1}+ {\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}0} = 4+0\cdot 2 +0\cdot 1= 4_{10} \)
\(100_2 = 4_{10} \)

То есть зашифровано число 4

Ответ: зашифровано число 4

ПОЗЖЕ





Задача 4.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 0
и выключатель номер 2. Горит лампа номер 0 и лампа номер 2
Какое число зашифровано?
Понятие байта



  

Ответ: зашифровано число 5

Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули, кроме второго, где горит лампочка и замкнут выключатель.

0 0 0 0 0 1 0 1


Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.

1 0 1 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления


записывается вот так:

\(101_2 \)


Пронумеруем справа налево 210 (два) (один) (ноль)


\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{210}}{\color{Green}\hbox{101}} \color{Green}_2 = {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}2}+ {\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}1}+ {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}0} = 4+0\cdot 2 + 1= 5_{10} \)
\(101_2 = 5_{10} \)

То есть зашифровано число 5

Ответ: зашифровано число 5

ПОЗЖЕ



После решения этих задач давайте сопоставим сами числа и их двоичный код:

Десятичная система Двоичная система
00
11
210
311
4100
5101
6110
7111
81000


Перевод в двоичную систему счисления.

До этого момента мы брали какое-то число, записанное в двоичной системе счисления и переводили его в десятичную. Теперь попробуем наоборот из числа, записанного в привычном нам десятичной виде получить двоичную запись этого числа.

Возьмем например число 6. Мы будем делить это число на 2 (так как мы переводим в двоичную систему)

6 2
6 3
0
Здесь ключевое значение имеет остаток , мы его будем выделять красным цветом и частное , его будем выделять зеленым


Далее получившееся частное мы опять будем делить на 2:
(Только теперь это у нас делимое)

3 2
2 1
1

опять делим на 2 то, что получилось при предыдущем делении:

1 2
0 0
1

мы делим на 2 до того момента, пока частное не станет равно нулю.
Ну вот, стало).

Теперь мы берем остатки и выписываем их в обратном порядке (в нашем случае снизу вверх)

110

Получается шесть в десятичной системе это сто десять в двоичной:

\(6_{10}= \color{red} 110_2 \)

Теперь попробуем записать то же самое в кратком виде

Остатки также будем обозначать красным цветом, а каждое новое действие деления новым цветом:

6 2
6 3 2
0 2 1 2
1 0 0
1
Остатки также выписываем в обратном порядке:
110
\(6_{10}= \color{red} 110_2 \)