Понятие двоичной системы счисления
Мы, обычные люди, когда считаем что-либо, считаем следующим образом:
1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
потом начинается новый десяток:
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
и так далее.
Мы видим, что в каждой строке 10 чисел
если первую строку начинать с нуля, то там тоже будет 10 чисел:
0, 1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Кстати в некоторых странах счет начинается именно с нуля, например все мы знаем понятие
"Нулевой этаж".
В Европе первый этаж называют нулевым, а не первым.
Репетитор по информатике
+7 916 478 10 32
То есть в каждой строке по 10 чисел, потом начинается новый десяток, но почему чисел именно 10,
а не 8 к примеру или не 12 ?
Думаю мы навряд ли задумывались об этом.
Так сложилось от того, что у нас, у землян 10 пальцев на руках.
У электронных устройств нет пальцев, поэтому они не могут считать привычным для нас способом.
Если говорить максимально упрощенно, то у них есть очень большое количество очень маленьких переключателей,
а у каждого переключателя два положения: "ВКЛ" и "ВЫКЛ"
Рассмотрим понятие байта.
Простыми словами:
Байт это независимая штука в памяти компьютера, состоящая из 8 таких переключателей, каждый из которых
имеет положение "ВКЛ"(1) и "ВЫКЛ"(0).
Официальное определение байта:
Байт это единица хранения информации, набор состоящий из 8 бит
Что же такое бит?
Простыми словами:
Бит это как раз и есть такой выключатель.
Бит может принимать только два значения: 0 или 1
Для того, чтобы мы реально на 100% поняли все это, нам нужно рассмотреть кое-какие схемы,
все, что было до этого это просто слова, которые легко пропустить мимо ушей.
Рссмотрим фотографию горящей лампочки, подключенную к батарейке:
Электрическая схема такого соединения выглядит вот так:
Теперь давайте добавим выключатель в эту схему:
А теперь представим что 8 лампочек можно присоеденить к одной батарейке через 8
переключателей:
С помощью такого устройства можно зашифровать любое число от нуля до 255.
Сейчас посмотрим как это можно сделать.
На этой схеме все выключатели выключены, ни одна лампа не горит.
Это 0 0 0 0 0 0 0 0 это соответствует нулю (0) в привычной нам десятичной системе счета
Давайте замкнем произвольные выключатели, например нулевой и второй:
Загорятся нулевая и вторая лампочки
Мы видим восьмизначное число (зеленого цвета), это двоичная запись какого-то числа
давайте найдем это число в привычной для нас (простых людей) десятичной системе счисления.
Выпишем наше число в двоичной системе, а над ним пронумеруем справа налево, начиная с нуля наши цифры:
\(
\stackrel{\hbox{76543210}}{\hbox{00000101}}
= 0 \cdot 2^7 +0 \cdot 2^6 +\)
\(+ 0 \cdot 2^5 +0 \cdot 2^4 +0 \cdot 2^3 + \)
\( +1 \cdot 2^2 +0 \cdot 2^1+ 1 \cdot 2^0= 5 \)
Получается 00000101 в двоичной системе равно 5 в десятичной(привычной для нас)
Часто отбрасывают первые нули (они ни на что не влияют)
101 в двоичной системе равно 5 в десятичной(привычной для нас)
Это записывается вот так:
\(101_2 = 5_{10} \)
Задача 1.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 1.
Горит лампа номер 1.
Какое число зашифровано?
Показать ответ
Показать решение
Видеорешение
Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули,кроме первого, где горит лампочка и замкнут выключатель.
0 0 0 0 0 0 1 0
Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.
1 0 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления
записывается вот так:
\(10_2 \)
Пронумеруем справа налево 10
\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{10}}{\color{Green}\hbox{10}} \color{Green}_2 = {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}1}+ {\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}0} = 2+0\cdot 1 = 2_{10} \)
\(10_2 = 2_{10} \)
Ответ 2
Задача 2.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 0 и выключатель номер 1.
Горит лампа номер 0 и лампа номер1.
Какое число зашифровано?
Показать ответ
Показать решение
Видеорешение
Ответ: зашифровано число 3
Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули, кроме нулевого и первого, где горит лампочка и замкнут выключатель.
0 0 0 0 0 0 1 1
Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.
1 1 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления
записывается вот так:
\(11_2 \)
Пронумеруем справа налево 1 0 (один) (ноль)
\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{10}}{\color{Green}\hbox{11}} \color{Green}_2 =
{\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}1}+ {\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}0}
= 2 + 1= 3_{10} \)
Любое число в нулевой степени равно единице.
\(11_2 = 3_{10} \)
То есть зашифровано число 3
Ответ: зашифровано число 3
Задача 3.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 2.
Горит лампа номер 2.
Какое число зашифровано?
Показать ответ
Показать решение
Видеорешение
Ответ: зашифровано число 4
Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули, кроме второго, где горит лампочка и замкнут выключатель.
0 0 0 0 0 1 0 0
Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.
1 0 0 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления
записывается вот так:
\(100_2 \)
Пронумеруем справа налево 210 (два) (один) (ноль)
\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{210}}{\color{Green}\hbox{100}} \color{Green}_2 =
{\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}2}+ {\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}1}+
{\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}0}
= 4+0\cdot 2 +0\cdot 1= 4_{10} \)
\(100_2 = 4_{10} \)
То есть зашифровано число 4
Ответ: зашифровано число 4
Задача 4.
В устройстве, изображенном на схеме, замкнут выключатель номер 0
и выключатель номер 2.
Горит лампа номер 0 и лампа номер 2
Какое число зашифровано?
Показать ответ
Показать решение
Видеорешение
Ответ: зашифровано число 5
Мы видим, что снизу зелеными цифрами проставлены положения выключателей, везде нули, кроме второго, где горит лампочка и замкнут выключатель.
0 0 0 0 0 1 0 1
Уберем левые нули, это ни на что не повлияет.
1 0 1 - Это какое-то число записанное в двоичной системе счисления
записывается вот так:
\(101_2 \)
Пронумеруем справа налево 210 (два) (один) (ноль)
\( \stackrel{\color{magenta}\hbox{210}}{\color{Green}\hbox{101}} \color{Green}_2 =
{\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}2}+ {\color{green}0} \cdot 2^{\color{magenta}1}+
{\color{green}1} \cdot 2^{\color{magenta}0}
= 4+0\cdot 2 + 1= 5_{10} \)
\(101_2 = 5_{10} \)
То есть зашифровано число 5
Ответ: зашифровано число 5
После решения этих задач давайте сопоставим сами числа и их двоичный код:
Десятичная система |
Двоичная система |
0 | 0 |
1 | 1 |
2 | 10 |
3 | 11 |
4 | 100 |
5 | 101 |
6 | 110 |
7 | 111 |
8 | 1000 |
Перевод в двоичную систему счисления.
До этого момента мы брали какое-то число, записанное в двоичной системе счисления и переводили его в десятичную.
Теперь попробуем наоборот из числа, записанного в привычном нам десятичной виде получить двоичную
запись этого числа.
Возьмем например число 6. Мы будем делить это число на 2 (так как мы переводим в двоичную систему)
Здесь ключевое значение имеет
остаток , мы его будем выделять красным цветом и
частное , его будем выделять зеленым
Далее получившееся частное мы опять будем делить на 2:
(Только теперь это у нас делимое)
опять делим на 2 то, что получилось при предыдущем делении:
мы делим на 2 до того момента, пока
частное не станет равно нулю.
Ну вот, стало).
Теперь мы берем
остатки и выписываем их в обратном порядке
(в нашем случае снизу вверх)
110
Получается шесть в десятичной системе это
сто десять в двоичной:
\(6_{10}= \color{red} 110_2 \)
Теперь попробуем записать то же самое в кратком виде
Остатки также будем обозначать красным цветом, а каждое новое действие деления новым цветом:
6 |
2 |
6 |
3 |
2 |
0 |
2
|
1 |
2 |
|
1 |
0 |
0 |
|
|
1 |
Остатки также выписываем в обратном порядке:
110
\(6_{10}= \color{red} 110_2 \)